Пятнадцать лет назад после автокатастрофы на Гран-При Сан-Марино скончался трехкратный чемпион мира Айртон Сенна. Это был его первый сезон в Williams-Renault после долгого пребывания в McLaren. Во время гонки, на его болиде сломалась рулевая колонка и он на полной скорости вылетел в повороте Тамбурелло и врезался в бетонную стену. В тот же день, он умер в больнице от серьезных ран.
О жизни бразильца написано немало. Эксклюзивное интервью человека, который знал Сенну лучше многих, австрийца Герхарда Бергера публикует ESPN Racing-Live.com.
Бергер встретился с Сенной первый раз, когда они оба были пилотами в Формуле-3. Уже тогда Бергер признавал, что у Сенны талант.
«Но в то время вы всегда думаете, что вы лучший, а другие хоть и хороши, но все-таки их можно обыграть», - объяснил австриец. «У нас были действительно хорошие отношения, потому что мы были ровесниками. Мы знали друг друга с Формулы-3. Мы вместе проводили время. Есть люди, с которыми легко, и есть другие - поладить с которыми никак не получается. Айртон был тем парнем, с которым мне было очень хорошо, очень легко и свободно. Я был у него в гостях в Бразилии, было действительно хорошее время. До знакомства с ним все мои партнеры по команде выступали хуже меня, и я обгонял их. Когда я стал работать с ним, то думал также. Я сказал себе: Я знаю, что он хорош, но собираюсь обогнать его. Хотя уже тогда понимал, что это будет очень сложно. В то же время, я как-то не думал, как ослабить его. Просто сказал себе: Это стимул, надо подтянуться, чтобы обогнать его. Мы были конкурентами, но и друзьями. Это действительно была крепкая дружба».
Желание Сенны победить было характерным для всей его карьеры в Формуле-1. Успех на самом высоком уровне требует некоторых черт характера, о которых говорит Бергер, и далеко не все из них лестны.
«Каждый приходящий и конкурентоспособный и эгоистичный», - сказал он об отборе пилотов в Формулу-1, «Я помню, когда я начал учебу, я был, наверное, самый эгоистичный. Но, когда я пришел в Формулу-1, то понял, что никто уступать не собирается. Это другая лига и это часть спорта. Надо заботиться в первую очередь о себе. Должен быть своеобразный инстинкт убийцы. Его необходимо иметь».
Бергер стал напарником Сенны в 1990 году в McLaren Honda после того, как Ален Прост перешел в Ferrari. Очень многое писалось об отношениях между Сенной и Простом.
«Эти отношения между пилотами были настоящим бедствием», - сказал Бергер, «Прост был суперзвездой, самым быстрым пилотом, очень быстрым, успешным и хорошим. И тут появился молодой бразилец, который не только был равен с ним по скорости, но и превосходил его порой. А такому человеку, как Алену Просту было непросто смириться с этим. Я хорошо помню, что Айртон был быстр в квалификациях. И Ален понял, что в квалификации очень тяжело будет сражаться с ним. Поэтому часто говорил: «Наши болиды весьма хороши, так или иначе, мы оба на первом ряду стартовой решетки. Он на поуле. И я должен буду использовать весь свой опыт, чтобы обогнать его в гонке. Ален имел тот же самый опыт общения с Никой Лаудой, только тогда он был на месте Сенны. Более молодой Ален был конкурентом Ники. Ники мог выиграть чемпионат, но скоростью и талантом Ален был новым человеком. И здесь точно такая же ситуация. Айртон был тем новым человеком, человеком новой волны, и Ален должен был использовать весь свой опыт, чтобы обгонять Айртона. Это было единственным шансом выиграть титул.
Ален Прост выигрывает чемпионат в 1989 году после спорного столкновения на Сузуке со своим напарником по McLaren. Прост был впереди, а Сенна попытался обогнать его по внутренней траектории. Француз не пустил бразильца. Это был рискованный маневр. Машины столкнулись. Сенна вернулся в боксы, сменил передний спойлер и продолжил гонку, обогнал лидера Алессандро Наннини и выиграл ее. Но потом Сенну дисквалифицировали за постороннюю помощь в гонке».
«Ну, я имею в виду, что в конце дня было принято решение о чемпионате и в те дни у нас не было таких четких правил, как сейчас», - сказал Бергер. «Твоей задачей было избежать столкновения. Иногда ты также направляешь свой болид в другую машину и все. Ты выиграл чемпионат.
Так что, в конце дня была большая дискуссия. Было немного грустно, потому что оба пилота были достойны. Ален был потрясающим, невероятным чемпионом. Поэтому видеть, как они оба спорят, кто выиграл чемпионат, было немного грустно. Но это не важно. Это было частью гонки. Это часть истории. Это был замечательный чемпионат. Два гиганта столкнулись на чемпионате. Это было потрясающе».
Соперничество с Простом продолжилось в 1999 году. Прост теперь был в Ferrari, а Сенна в McLaren с его новым напарником - Герхардом Бергером.
Это было уже другое сражение в чемпионате, но вновь все решилось в Японии. Бразилец не стал ждать конца гонки.
«Я помню, что мы одевали свои костюмы перед гонкой, и шутили. Он сказал мне: «Герхард, будь внимателен в первом повороте. Там может возникнуть некоторая забава». Я знал, что может случиться, потому что он был полон решимости».
Мы знаем, что произошло в первом повороте. Прост первым вошел в поворот, оставив Сенну на внутренней траектории. Бразилец не затормозил. Его McLaren протаранил Ferrari француза, принеся второй титул чемпиона мира Сенне.
В 1991 году Сенна стал трехкратным, когда Ferrari изо всех сил пытались быть конкурентоспособными. Бергер оставил McLaren в 1993 году, вернувшись в Ferrari, а партнером Сенны стал сначала Майкл Андретти, а затем восходящая звезда команды McLaren - Мика Хаккинен. В 1993 году Williams был очень серьезным соперником. Он и привел Проста к четвертому титулу. Противопоставить этому McLaren ничего не смог. И к 1994 году Сенна все больше смотрит на Williams.
«Я оставил McLaren, чтобы перейти в Ferrari в 1993 году», - рассказывает Бергер, «И Айртон мне тогда говорил, что больше не верит в McLaren. Я хочу уйти в Williams. Он строит лучший болид, у них лучшие инженеры. Я попытаюсь туда попасть. Он говорил откровенно, говорил с Фрэнком. После этого он сомневался. В один из дней он сказал, что никогда не пойдет в ту команду. А несколько недель спустя вновь говорил о попытках попасть туда. Все выглядело замечательным. Вновь были переговоры.
А потом он был очень разочарованным. И в сердцах кинул, что так невозможно иметь дело. Это продолжалось более полугода, пока наконец он не сказал, что все-таки переходит в Williams».
В это время, Williams действительно был лучшим автомобилем. Эта была великая эра Williams с Адрианом Ньюи, Патриком Хэдом, который сделали просто чудо-автомобиль. И это значило, что Айртон мог быть самым быстрым парнем на самом быстром болиде. То есть мог быть скучный сезон.
Williams Renault FW 16 был очень быстр, поскольку Сенна завоевал поул, но финишировать не смог и победу отпраздновал Михаэль Шумахер на Benetton-Ford. На трассе в Японии Сенна вновь выиграл поул, но сошел в начале гонки, позволив Шумахеру выиграть вторую гонку подряд.
На третьем этапе, Гран-При Сан-Марино Сенна выиграл третий поул в сезоне и 65-й в карьере. Квалификация была омрачена гибелью Роланда Раценберга. После инцидента на старте, когда столкнулись два болида, трассу очистили, и в гонке зрители увидели борьбу Сенны и Шумахера. Сенна опережал Шумахера, пока Williams не потерял управление в повороте Тамбурелло. Примечательно, что Сенна выступал под австрийским флагом и хотел отдать последний долг Раценбергеру, выиграв гонку с этим флагом.
«Я помню Айртон сказал мне утром, что с автомобилем что-то происходит. У них была некоторые проблемы с аэродинамикой. Он сказал, что команда проделала огромную работу и все равно что-то не так. Мы должны были многое изменить, чтобы болид был быстрым. А потом он повел его на поул. Это обычные вещи. Он был счастлив выступать за Williams. Он сказал, что «я нахожусь в хорошей команде и собираюсь еще много побеждать».
«Я был позади него, когда произошла трагедии», - сказал Бергер, «лишь увидел, как он врезался в стену. Я проехал мимо и посмотрел. Все выглядело не так страшно. Я подумал, что может все нормально. Ведь видел и худшие крушения. Гонку остановили, и я вернулся на стартовую решетку. Они очистили трассу. И тогда на стартовой решетке все считали, что все нормально. Мне сказали, его извлекли из болида, он жив. Мы не думали тогда, что все может закончиться смертью. Для меня он был извлечен из болида, а это уже хорошо, поэтому в тот момент мы не знали, что все уже стало плохо.
Когда мы начали гонку вновь, то чувствовали, что что-то не так. Но ничего конкретного. Это уже потом, ко мне подходили в паддоке и говорили: Ты знаешь, что Айртон в больнице. И за его жизнь борются. Тогда я понял, что все гораздо серьезнее. Я только лишь смог сказать: А можно навестить его в больнице. Мы взяли вертолет и полетели в Болонью».
Сенна вскоре скончался. И Бергер присоединился к Дэймону Хиллу, Эмерсону Фиттипальди и Алену Просту на похоронах в Сан-Пауло. Десятки тысяч людей стояли вдоль улиц, чтобы отдать дань памяти великому бразильцу. Миллионы вспоминали о нем по всему миру.
«Больше нечего сказать, только посмотрите на пленку», - сказал Бергер. «Просто посмотрите на людей, пришедших на похороны. Посмотрите, как к нему относились. Это нечто особенное. Он был особым человеком. При его жизни все было хорошо. Мы приехали в новую страну, очевидно, конечно, что мы были теми, кто выигрывал гонки, мы были знамениты. Людям нравится с нами ужинать, нравится видеть нас. Но Айртона обычно президент просил о встрече. У него была эта особая, у него была эта особая харизма, которую невозможно описать. Если у тебя она есть, то ты с ней родился. А у него она была».
«Мы знаем, что он выступал, как один из величайших, возможно самый великий пилот за все время Формулы-1. Для меня он самый великий пилот за все время Формулы-1. Я знаю, эмоционально, как друг, я был бы ближе к нему. Я гонялся со многими ребятами, но не со всеми. У нас был Джим Кларк, у нас были и другие люди. Он точно был бы на таком же уровне. Но лично и эмоционально для меня, он был величайшим пилотом Формулы-1 за все время ее существования».