Ferrari
Фелипе Масса Кими Райкконен
История команды :
Легендарный «Коммендаторе» Энцо Феррари начинал карьеру в автоспорте в качестве гонщика, однако всемирную известность снискал как основатель и руководитель собственной команды - Scuderia Ferrari.
Команда была основана в 1929 году, и после того, как Феррари удалось наладить тесное партнерство с Alfa Romeo, фактически стала гоночным отделением итальянского автоконцерна. В 30-е годы за рулем машин Alfa Romeo команды Феррари выступали многие известные пилоты, самым успешным из которых был легендарный Тацио Нуволари.
В 1939 году Энцо Феррари ушел из созданной им команды и основал в Маранелло фирму Auto-Avia Construzione. По окончании Второй мировой войны он решил заняться созданием собственных гоночных автомобилей. Две машины Ferrari-12 были заявлены на гонку в Пьяченце в 1947 году, однако дебют получился неудачным: Джузеппе Фарина попал в аварию на тренировке, а Франко Кортезе сошел на первых кругах после старта.
Первый успех пришел к Ferrari в конце 1948 года, с появлением первого автомобиля класса Формулы-1 - Ferrari 125. 24 октября Фарина выиграл на ней Гран-При Озера Гарда, а в 1949 году команда одержала пять побед усилиями Альберто Аскари, Луиджи Виллорези и Питера Уайтхеда.
С 1950 года стартовал регулярный чемпионат мира среди машин Формулы-1, и Энцо Феррари не мог упустить уникальной возможности бросить вызов Alfa Romeo и Maserati. Однако первый сезон в Королевских автогонках был для Scuderia не самым удачным - несмотря на появление нескольких новых модификаций болида (Ferrari- 275, Ferrari- 340 и Ferrari- 375) команда не смогла ничего противопоставить доминирующим Alfa Romeo.
Тем не менее, уже в следующем году пилоты Ferrari Альберто Аскари, Хосе Фройлан Гонсалес и Пьеро Таруффи совместными усилиями отобрали у соперников из Милана командный трофей, причем Аскари до последней гонки боролся за титул в личном зачете с Хуаном Мануэлем Фанхио.
В конце 1951 года увидел свет новый болид Ferrari-500, оснащенный согласно нового регламента двигателем с рабочим объемом 2000 см3. За рулем этой машины Аскари завоевал два подряд чемпионских титула в 1952 и 1953 годах, одержав 11 побед.
С 1954 года вступил в действие новый технический регламент, согласно которого рабочий объем моторов увеличивался до 2500 см3. Сезоны-1954 и 1955 ознаменовались доминированием Фанхио и Mercedes-Benz. Пилоты Ferrari побеждали лишь в трех гонках.
26 мая 1955 года на тестах в Монце погиб лидер Lancia Альберто Аскари, после чего владелец команды Джанни Лянча решил прекратить участие в гонках. В июле того же года все имущество Lancia было передано Энцо Феррари. Сезон-1956 Scuderia начала, имея в своем активе модернизированные болиды Lancia D50 и действующего чемпиона мира Хуана Мануэля Фанхио. Легендарный аргентинец выиграл три гонки, что принесло ему четвертый чемпионский титул. Партнер Фанхио Питер Коллинз одержал две победы, заняв третье место в чемпионате. В 1957 году Фанхио перешел в Maserati, а его место занял Майк Хоторн. К сожалению, тот сезон не принес пилотам Ferrari ни одной победы.
Вернуться на лидирующие позиции команде помогла новая машина Tipo 246. Этот автомобиль, названный «Дино» в честь сына Энцо Феррари, в 1958 году позволил Майку Хоторну выиграть титул, на одно очко опередив главного фаворита сезона Стирлинга Мосса.
Следующего чемпионского титула Ferrari пришлось ждать три года. В 1959-1960 годах на трассах чемпионата мира доминировали Cooper, однако с появлением в 1961 году нового Tipo 156, прозванного «акульим носом» главным претендентом на чемпионство стала Scuderia.
На предпоследнем этапе чемпионата в Монце за главный трофей боролись два пилота Ferrari Вольфганг фон Трипс и Фил Хилл. Победу в той гонке одержал Хилл, но его главный соперник погиб, столкнувшись с Lotus Джима Кларка. Эта трагедия вынудила команду пропустить последний этап сезона, однако отобрать чемпионский титул и Кубок конструкторов у Scuderia уже никто не мог.
Следующим гонщиком, принесшим Ferrari чемпионский титул, стал Джон Сертиз. Победив в сезоне-1964, он стал единственным в истории пилотом, которому удалось выиграть чемпионаты мира, как в авто -, так и в мотогонках.
С 1966 года максимальный рабочий объем двигателей Формулы-1 был увеличен до трех литров, и Ferrari, уже имевшая подходящий силовой агрегат, начинала новый сезон абсолютным фаворитом. Однако из-за разногласий с руководством команду покинул Сертиз, а забастовки рабочих в Италии вынудили Scuderia пропустить два Гран-При. В результате гонщики Ferrari Майк Паркс, Лоренцо Бандини и Людовико Скарфиотти заняли 8, 9 и 10-е места в чемпионате, что, тем не менее, позволило Scuderia выйти на второе место в Кубке конструкторов.
В течение следующих восьми лет команда прочно закрепилась в середине пелотона, и лишь в 1970 году усилиями Жаки Икса и Клея Регаццони боролась за первенство как в личном, так и в командном зачете.
С 1974 года Энцо Феррари отказался от участия в гонках спортивных машин, полностью сосредоточившись на Формуле-1. Была полностью обновлена конструкция шасси 312В3, в команду пришел новый гоночный директор - молодой адвокат Лука ди Монтеземоло, а пару пилотов составили Клей Регаццони и быстрый, но неопытный австриец Ники Лауда. Борьба за победу в чемпионате велась между двумя гонщиками Ferrari и Эмерсоном Фиттипальди на McLaren. Однако серия сходов Лауды и технические проблемы Регаццони в последней гонке сезона отодвинули Scuderia на второе место. Чемпионский титул и Кубок конструкторов достались McLaren, однако Ferrari продемонстрировала значительно больший технический потенциал, который должен был раскрыться в самом скором времени.
В следующем году увидела свет Ferrari 312T (Transversale) с поперечным расположением коробки передач, на которой Ники Лауда одержал пять побед, принеся команде первый за последние 11 лет чемпионский титул.
Сезон 1976 года Лауда начал в качестве фаворита, и после девяти гонок имел подавляющее преимущество перед основными соперниками. Однако, чудом оставшись в живых после страшной аварии на Гран-При Германии, австриец на месяц выбыл из гонок, и в итоге уступил чемпионский титул Джеймсу Ханту. На завершающем этапе сезона в Японии Лауда отказался продолжать гонку под дождем, а пилот McLaren финишировал в ней третьим, и выиграл чемпионат, опередив австрийца на одно очко. Кубок конструкторов достался Ferrari, однако отношения между Коммендаторе и первым пилотом Scuderia с тех пор начали ухудшаться, и уже в 1977 году статус лидера команды получил сменивший Регаццони Карлос Ройтеманн. Одержав три победы, Ники Лауда выиграл чемпионат, после чего покинул команду, перейдя в Brabham. На Гран-При Канады австрийца в кокпите Ferrari заменил Жиль Вильнев.
Следующий чемпионский титул Scuderia завоевала в 1979 году усилиями Джоди Шектера. Второе место досталось Жилю Вильневу, что обеспечило команде победу в Кубке конструкторов.
Чемпионат 1980 года сложился для Ferrari крайне неудачно: действующий чемпион мира Шектер набрал всего два очка, а Вильнев, благодаря отчаянному стилю вождения - шесть. В Кубке конструкторов Scuderia довольствовалась лишь десятым местом.
К началу сезона 1981 года команда подготовила новый болид 126СК с полуторалитровым шестицилиндровым турбомотором. Большинство команд продолжали использовать атмосферные двигатели объемом 3 литра, поэтому руководство Ferrari рассчитывало получить серьезное преимущество перед соперниками. Однако устаревшая конструкция шасси и подвески не позволила Scuderia победить: Вильнев одержал две победы в Монако и Испании, однажды финишировал третьим и один раз - четвертым. Сменивший Шектера Дидье Пирони набрал девять очков. С 34 очками команда заняла пятое место в Кубке конструкторов.
Летом 1981 года Энцо Феррари пригласил в команду одного из лучших конструкторов Формулы-1 Харви Постлтуэйта. К 1982 году под руководством англичанина была создана машина, считавшаяся фаворитом чемпионата - Ferrari 126C2. Монокок нового болида был сделан из сотового алюминия, а новый двигатель, оснащенный системой промежуточного охлаждения, практически не имел недостатков, характерных для его предшественника. Однако гибель Жиля Вильнева во время квалификации перед Гран-При Бельгии, и тяжелейшая авария Дидье Пирони на свободных заездах Гран-При Германии не позволили Scuderia реализовать чемпионские амбиции. Слабым утешением для команды стала лишь победа в Кубке конструкторов.
Через год Scuderia снова праздновала победу в Кубке конструкторов, а новый лидер команды Рене Арну до последнего этапа сохранял шансы на чемпионство, в итоге проиграв Нельсону Пике и Алену Просту.
В 1984 году на трассах чемпионата мира не было равных пилотам McLaren: Ники Лауда и Ален Прост выиграли двенадцать этапов из шестнадцати. Ferrari заняла второе место в Кубке конструкторов, проиграв победителю целых 86 очков. В сезоне-1985 пилот Scuderia Микеле Альборето долгое время лидировал в личном зачете, однако в пяти последних гонках не смог набрать ни одного очка. В результате чемпионом мира стал Ален Прост на McLaren, а Альборето довольствовался вторым местом, отстав от Профессора на двадцать очков. Борьба за Кубок конструкторов также не увенчалась успехом для Ferrari: победу c преимуществом в восемь очков здесь также праздновала McLaren.
После неудачного сезона-1986, в котором пилоты Scuderia Микеле Альборето и Стефан Йоханссон не смогли одержать ни одной победы, в Маранелло под руководством Джона Барнарда началась работа над созданием нового болида F/87. Настоящий потенциал машины проявился только к концу чемпионата-1987, когда пилот Scuderia Герхард Бергер одержал победы в двух заключительных гонках сезона, наголову разбив соперников из McLaren, Lotus и Williams. В личном зачете австриец стал пятым, а Ferrari с 53 очками заняла четвертое место в Кубке конструкторов.
Перед началом сезона 1988 года Бергер и Ferrari считались основными претендентами на чемпионский титул. Однако австриец на модернизированной F/87 стал лишь третьим после пары пилотов McLaren Ален Прост - Айртон Сенна. Бергеру удалось завоевать лишь одну победу в Италии. В Кубке конструкторов Scuderia заняла второе место, набрав в три раза меньше очков, чем McLaren Honda.
«Коммендаторе» Энцо Феррари умер в августе 1988 года в возрасте 90 лет, так и не увидев триумфа своих пилотов в итальянском Гран-При. С уходом основателя Scuderia начался новый период в истории его команды. Концерн FIAT, которому принадлежали 90% акций Ferrari, поставил во главе компании своего представителя Витторио Гиделлу, из ключевых фигур времен Энцо в команде остался лишь Джон Барнард. Вместо Микеле Альборето в Scuderia пришел Найджел Мэнселл. На новом болиде Ferrari 640 с двенадцатицилиндровым двигателем мощностью 590 л.с. британец одержал две победы в сезоне 1989 года. Партнер Мэнселла Герхард Бергер победил в Португалии и был вторым в Италии и Испании. В Кубке конструкторов Scuderia с 59 очками заняла третье место - позади McLaren и Williams.
В 1990 году в составе Ferrari появился Ален Прост. Действующий чемпион мира одержал пять побед, а Найджел Мэнселл - одну, однако это не помогло Scuderia подняться на высшую ступень пьедестала. Чемпионом мира стал Айртон Сенна, его команда McLaren в очередной раз выиграла Кубок конструкторов. Прост по итогам сезона стал вторым, Мэнселл - пятым. В командном зачете Ferrari проиграла McLaren 11 очков (110 против 121). По окончании сезона Мэнселл, недовольный доставшейся ему ролью второго пилота, покинул команду. Его место в кокпите занял молодой француз Жан Алези. В предстоящем сезоне Алези рассчитывал одержать как можно больше побед, а Прост - выиграть чемпионский титул.
Однако этим ожиданиям не суждено было сбыться. Ни Прост, ни Алези не смогли одержать ни одной победы. Появление на Гран-При Франции нового болида Ferrari - 643 не помогло улучшить положение дел, и Ален Прост начал остро критиковать команду. В ответ руководство Scuderia указало французу на дверь, - на Гран-При Австралии его сменил Джанни Морбиделли. В сезоне-1991 команда набрала 55,5 очков - вдвое меньше, чем год назад, и заняла третье место в Кубке конструкторов, позади McLaren (139 очков) и Williams (125 очков).
Следующий сезон стал для команды из Маранелло одним из самых неудачных в истории. С 21 очками Ferrari заняла четвертое место в Кубке конструкторов, в то время как в активе Benetton, разместившейся на третьем месте, было 91 очко. Для поиска путей выхода из кризиса в команду вернулся покинувший ее в 1976 году Лука ди Монтеземоло, а партнером Жана Алези в кокпите болида F92A стал вернувшийся из McLaren Герхард Бергер.
Однако результаты 1993 года мало отличались от прошлогодних. Лучшим результатом для француза стало второе место в Монце, а для австрийца - третье место на Хунгароринге. В Кубке конструкторов Scuderia с 28 очками снова заняла четвертое место, проиграв Benetton 44 очка.
С появлением в 1994 году новой машины Ferrari 412T в Маранелло вернулась надежда на победы. Выиграть гонку удалось лишь однажды - на Гран-При Германии удача улыбнулась Бергеру. Однако итоги сезона свидетельствовали о начале выхода из кризиса: в личном зачете Бергер стал третьим, а Алези - пятым, что вывело Scuderia на третье место в Кубке конструкторов.
Следующий сезон стал повторением предыдущего: как и в 1994-м, пилоты Ferrari не раз претендовали на победы в гонках, однако подняться на высшую ступень подиума удалось лишь однажды, - в Монреале победу праздновал Алези. Как и в 1994-м году, в Кубке конструкторов Scuderia заняла третье место. В конце сезона команду покинули Жан Алези и Герхард Бергер, перешедшие в Benetton. Свои чемпионские амбиции Ferrari связывала теперь с двукратным чемпионом мира Михаэлем Шумахером.
С приходом немца Scuderia шаг за шагом начала возвращать себе лидерские позиции. В 1996 году Шумахер одержал три победы и с 59 очками занял третье место в личном зачете. Эдди Ирвайн, набравший 11 очков, помог Ferrari занять второе место в Кубке конструкторов. В конце сезона в команду пришли Рори Бирн и Росс Браун. Результаты их работы над болидом Ferrari 310B не замедлили сказаться: в сезоне-1997 Михаэль Шумахер одержал уже пять побед, и за одну гонку до конца сезона лидировал в чемпионате, на одно очко опережая Жака Вильнева из Williams. Однако столкновение немца с канадцем на Гран-При Европы поставило крест на чемпионских амбициях Scuderia в 1997 году. Победа в личном зачете досталась Вильневу, а Williams, как и год назад, праздновала победу в Кубке конструкторов.
В сезоне-1998 перед пилотами Ferrari стояла задача выиграть оба титула, однако на пути Scuderia встала McLaren Mercedes. Шумахер одержал шесть побед и набрал 86 очков, однако чемпионом мира стал Мика Хаккинен, опередивший немца на 14 зачетных пунктов. Эдди Ирвайн набрал 47 очков и стал четвертым. В Кубке конструкторов Ferrari со 133 очками заняла второе место.
Сезон 1999 года начался с победы Эдди Ирвайна на Гран-При Австралии. Ирландец всерьез рассчитывал побороться за чемпионство, однако руководство команды четко дало понять, что первым номером по-прежнему остается Шумахер. После аварии на Гран-При Великобритании немец на некоторое время выбыл из гонок, и роль лидера перешла к Ирвайну. К последней гонке на Сузуке ирландец подошел лидером чемпионата, однако титул вновь достался Хаккинену. Усилиями Эдди Ирвайна, Михаэля Шумахера и Мики Сало Scuderia впервые с 1982 года завоевала Кубок конструкторов.
Зато в 2000 году в чемпионате мира не было равных Михаэлю Шумахеру: за рулем Ferrari F2000 немец одержал девять побед, и стал чемпионом мира, набрав 108 очков и опередив Хаккинена на 19 очков. Рубенс Баррикелло одержал одну победу и набрал 62 очка. Этого оказалось достаточно для завоевания Кубка конструкторов.
В сезоне-2001 команда McLaren столкнулась с техническими проблемами, и у Scuderia практически не осталось соперников на трассах чемпионата мира. Шумахер снова одержал девять побед, набрал 123 очка и в четвертый раз стал чемпионом мира.
Продолжением доминирования Ferrari стал 2002 год. Пилоты Ferrari за рулем великолепного болида F2002, одержали пятнадцать побед в шестнадцати гонках. Шумахер выиграл свой пятый чемпионский титул, а Баррикелло стал вице-чемпионом.
Несмотря на усиление соперников, чемпионат 2003 года стал продолжением триумфа «Жеребцов из Маранелло». Михаэль Шумахер выиграл рекордный шестой чемпионский титул, опередив Кими Райкконена всего на два очка. В Кубке конструкторов отрыв Ferrari от BMW Williams составил 14 очков.
В 2004 году Scuderia снова не оставила соперникам ни одного шанса на победу: Шумахер одержал тринадцать побед и в седьмой раз завоевал чемпионскую корону. Команда набрала 262 очка, вдвое больше, чем ближайшие конкуренты из BAR.
Начало сезона-2005 не предвещало никаких неприятностей для команды из Маранелло. Однако изменения в шинном регламенте и усиление соперников из Renault и McLaren не позволили Scuderia продолжить триумфальное шествие. Михаэль Шумахер занял лишь третье место в личном зачете, уступив Фернандо Алонсо и Кими Райкконену. Рубенс Баррикелло с 38 очками стал лишь восьмым. В Кубке конструкторов Ferrari в напряженной борьбе с Toyota заняла третье место. В конце сезона Рубенс Баррикелло перешел в Honda, а его место занял Фелипе Масса.
В 2006 году Ferrari была полна решимости вернуть утраченные позиции. Шумахер одержал две подряд победы в Имоле и Нюрбургринге, развив успех в Индианаполисе, Маньи-Кур и Хоккенхайме. Фелипе Масса завоевал первый в карьере поул и победу в Турции, Шумахер стал первым в Италии и Китае. Лидируя на Гран-При Японии, семикратный чемпион мира сошел из-за проблем с двигателем, что открыло Фернандо Алонсо из Renault путь ко второму титулу подряд.
В середине 2006 года Михаэль Шумахер объявил о завершении спортивной карьеры. Место семикратного чемпиона в кокпите Ferrari в 2007 году занял Кими Райкконен, перешедший из McLaren. Технический директор Росс Браун также покинул команду, и его место занял Марио Альмондо. Спортивным директором Ferrari в 2007 году стал Стефано Доменикали.
Несмотря на значительные кадровые перестановки, в 2007 году Scuderia Ferrari, как и прежде, завоевала оба Кубка.
Карьера команды :
1950 Кубок Конструкторов не считался
1951 Кубок Конструкторов не считался
1952 Кубок Конструкторов не считался
1953 Кубок Конструкторов не считался
1954 Кубок Конструкторов не считался
1955 Кубок Конструкторов не считался
1956 Кубок Конструкторов не считался
1957 Кубок Конструкторов не считался
1958 2° (Кубок Конструкторов), 40 очков.
1959 2° (Кубок Конструкторов), 32 очка.
1960 3° (Кубок Конструкторов), 24 очка.
1961 Чемпионы Мира, 40 очков.
1962 5° (Кубок Конструкторов), 18 очков.
1963 4° (Кубок Конструкторов), 26 очков.
1964 Чемпионы Мира, 45 очков.
1965 4° (Кубок Конструкторов), 26 очков.
1966 2° (Кубок Конструкторов), 31 очко.
1967 4° (Кубок Конструкторов), 20 очков.
1968 4° (Кубок Конструкторов), 32 очка.
1969 5° (Кубок Конструкторов), 7 очков.
1970 2° (Кубок Конструкторов), 55 очков.
1971 4° (Кубок Конструкторов), 33 очка.
1972 4° (Кубок Конструкторов), 33 очка.
1973 6° (Кубок Конструкторов), 12 очков.
1974 2° (Кубок Конструкторов), 65 очков.
1975 Чемпионы Мира, 72.5 очков.
1976 Чемпионы Мира, 83 очка.
1977 Чемпионы Мира, 95 очков.
1978 2° (Кубок Конструкторов), 58 очков.
1979 Чемпионы Мира, 113 очков.
1980 10° (Кубок Конструкторов), 8 очков.
1981 5° (Кубок Конструкторов), 34 очка.
1982 Чемпионы Мира, 74 очка.
1983 Чемпионы Мира, 89 очков.
1984 2° (Кубок Конструкторов), 57.5 очков.
1985 2° (Кубок Конструкторов), 82 очка.
1986 4° (Кубок Конструкторов), 37 очков.
1987 4° (Кубок Конструкторов), 53 очка.
1988 2° (Кубок Конструкторов), 65 очков.
1989 3° (Кубок Конструкторов), 59 очков.
1990 2° (Кубок Конструкторов), 110 очков.
1991 3° (Кубок Конструкторов), 55.5 очков.
1992 4° (Кубок Конструкторов), 21 очко.
1993 4° (Кубок Конструкторов), 28 очков.
1994 3° (Кубок Конструкторов), 71 очко.
1995 3° (Кубок Конструкторов), 73 очка.
1996 2° (Кубок Конструкторов), 70 очков.
1997 2° (Кубок Конструкторов), 102 очка.
1998 2° (Кубок Конструкторов), 133 очка.
1999 Чемпионы Мира, 128 очков.
2000 Чемпионы Мира, 170 очков.
2001 Чемпионы Мира, 179 очков.
2002 Чемпионы Мира, 221 очков.
2003 Чемпионы Мира, 158 очков.
2004 Чемпионы Мира, 262 очков.
2005 3° (Кубок Конструкторов), 100 очков.
2006 2° (Кубок Конструкторов), 201 очко.
2007 Чемпионы Мира, 204 очка.